В июне 2014 года в Минске состоялась первая конференция для бизнес-тренеров «Лига профессионалов: Тренер будущего». Помимо знакомства с новыми технологиями и методиками работы в современном бизнес-образовании и обмена опытом, она подняла ещё и весьма актуальные вопросы необходимости создания профессионального сообщества бизнес-тренеров и проведения оценки рынка бизнес-образования Беларуси.
Сегодня о ёмкости рынка услуг бизнес-образования Беларуси нам расскажет эксперт.
Директор по персоналуГруппы компаний «АЛЮТЕХ»,кандидат технических наук,доцент,бизнес-тренерпрограмм MiniMBA и Executive HRКонсалтинговой Группы «Здесь и Сейчас»
Александр МУДРИК Количественные параметры рынка услуг бизнес-образованияОтправной точкой в оценке ёмкости рынка (по отношению к компаниям-потребителям этих услуг) очного внешнего бизнес-образования в Беларуси служит количество экономически активного населения Республики Беларусь: на настоящий момент оно составляет около 4,6 млн человек. Далее посмотрим на распределение работников по отраслям (табл. 1). Львиная доля (около 73%) являются потенциально активными потребителями бизнес-образования (в таблице они выделены жирным шрифтом). К большому сожалению, представители сельского хозяйства, здравоохранения и образования к таковым не относятся.
Табл. 1. Доли занятого экономически активного населения по отраслям
Таким образом, потенциально активными потребителями бизнес-образования в Беларуси являются ~ 3,4 млн человек (73% от экономически активного населения).
В Беларуси к услугам бизнес-обучения прибегают в основном компании негосударственной формы собственности. Реальность такова, что государственные предприятия не очень активно обучают своих сотрудников в сфере бизнес-образования, поэтому сужаем число возможных клиентов обучающих компаний и частных бизнес-тренеров согласно долям предприятий страны, занятых по формам собственности (см. табл. 2).
Табл. 2. Доля занятых в экономике по формам собственности
В итоге получаем процент потенциально активных потребителей бизнес-образования по формам собственности – 64% от всех занятых в экономике. А с учётом отраслевой принадлежности (64% от 3,4 млн человек) потенциальная ёмкость рынка бизнес-образования составляет порядка 2 млн 180 тыс. человек.
Количество, безусловно, огромное – почти каждый четвёртый житель Беларуси, или каждый второй из экономически активного населения страны, но это только в том случае, если каждый из сотрудников, независимо от категории и позиции, будет ежегодно проходить обучение. Реальная ёмкость рынка потребителей бизнес-образования – меньше, т.к. необходимо учесть ещё и категории персонала. Соотношение базовых категорий персонала на предприятиях страны показано на рис. 1. Видим, что достаточно серьёзная часть – это рабочие (65%), а данная категория выведена из процесса бизнес-обучения.
Рис.1. Соотношение базовых категорий персонала на предприятиях
негосударственной формы собственности Республики Беларусь
Таким образом, в системе бизнес-образования участвуют только 35%, что составляет около 760 тыс. человек – и это максимальная реальная ёмкость рынка потребителей бизнес-образования в стране.
Далее рассчитаем реальную потребность бизнеса в обучении. В Беларуси не проводилось исследований по оценке и анализу этого рынка, поэтому будем использовать данные статистического исследования, проведённого в Российской Федерации среди коммерческих компаний. Полученные данные позволяют узнать не только среднюю долю сотрудников, проходящих обучение в год от всей численности компаний, но и увидеть, как отличаются подходы к обучению в различных отраслях (см. рис. 2).
Рис. 2. Количество персонала (в %), проходящее обучение в год по отраслям
Так, лидером является производство: здесь более половины всего персонала проходит обучение (51%), меньше всего сотрудников обучается в секторе FMCG – каждый пятый работник (20%). Среднее значение по всем отраслям – 37%. Этот показатель используем для расчёта ёмкости белорусского рынка: реально от максимальной потенциальной численности (760 тыс.) в год проходит обучение 37% персонала, что составляет около 280 тыс. человек.
Однако цифры сами по себе ещё ничего не значат, важно оценить, насколько потенциальная ёмкость рынка образовательных услуг для бизнеса соответствуют предложениям на рынке. 280 тыс. человек – это много или мало для нашего рынка?
Во-первых, это очень много, потому что:
1) В Беларуси есть тройка ведущих провайдеров бизнес-образования («Здесь и сейчас», Бизнес-школа ИПМ и «Ключевые решения»). На данный момент они обучают в год около 5 тыс. человек.
2) Кроме них на рынке представлен достаточно большой спектр различных обучающих компаний. Для расчётов их охвата используем принцип Парето 20/80, согласно которому 20% компаний дают 80% объёма услуг, а 80% компаний всего 20% от общего объёма. Т.е. на долю провайдеров вне тройки лидеров приходится обучение порядка 1,5 тыс. человек в год.
3) Таким образом, существующий рынок бизнес-образования обучает не более 6,5 тыс. человек в год, что составляет всего лишь 1/43 часть от потенциальной ёмкости (280 тыс. человек) рынка.
Во-вторых, это просто много, потому что:
В реальности потребности рынка в очном корпоративном бизнес-образовании на порядок меньше, поскольку необходимо учесть ещё два условия:
Условие №1. Необходимо пересчитать численность категорий персонала, исключив из них долю рабочих (табл. 3).
Табл. 3. Численность персонала, нуждающегося в обучении, по категориям
Условие №2. Необходимо выделить очное внешнее обучение, т.к. не весь его объём, потребность в котором существует у белорусских компаний, отдается на откуп очному внешнему бизнес-обучению, тому, которые предлагают обучающие компании.
Широко используется внутреннее обучение, которое обеспечивается собственными силами компании (корпоративными тренерами), и дистанционное (табл. 4). Последнее сейчас набирает обороты и будет дальше отбирать долю у других видов обучения – это очень мощный тренд современного бизнес-образования, что рынок тоже должен обязательно учитывать.
Табл. 4. Доля затрат времени на обучение категорий персонала по видам обучения, %
Если посмотреть, сколько по затратам времени или финансам выделяется на указанные в таблице виды обучения, то увидим, что наибольший показатель у ТОПов – в среднем 40%, для линейного менеджера – 15%, а для специалиста – всего 5%. (Данные цифры основаны на личном опыте автора и отражают его личное мнение).
Учитывая все эти факторы, мы получаем искомую величину – потенциальное количество различных категорий персонала для внешнего очного обучения в год (см. табл. 5)
Табл. 5. Потенциальная численность обучаемых по категориям в системе бизнес-образования Беларуси
Таким образом, в Республике Беларусь реально в год требуется обучать 28 тыс. человек соответствующих категорий, и этот показатель больше существующего предложения на рынке услуг бизнес-образования в 4,3 раза! Т.е. у рынка есть возможность для существенного роста: компаний, которые занимаются бизнес-обучением, может быть в 4 раза больше, тренеров-индивидуалов, соответственно, тоже может быть больше.
Финансовые параметры рынка услуг бизнес-образованияПредставляет интерес ёмкость рынка услуг бизнес-обучения в денежном выражении. Так как в нашей стране отсутствует систематическое исследование этого рынка ввиду его младенческого состояния, то для оценки его ёмкости в денежном выражении, необходимо ввести некоторые ограничения и допущения:
1) Будет производиться оценка только ёмкости очного обучения, предлагаемого провайдерами бизнес-обучения в нашей стране. Т.е. в рассмотрение не будут включены внутрикорпоративные обучения, проводимые собственными внутренними тренерами и предложения по дистанционному обучению;
2) Стоимость одного тренингового часа оценена только на основе официальных предложений ведущих провайдеров, так как они занимают львиную долю (около 80%) всего рынка услуг бизнес-обучения в стране;
3) Статистика по количеству часов очного внешнего обучения для различных категорий персонала в год взята из российских статистических данных, ввиду отсутствия таковых по нашей стране.
Итак, по данным российского Trainings INDEX, для различных категорий персонала, в среднем по всем отраслям, количество часов очного внешнего обучения на одного сотрудника в год по компаниям России, составляет (см. рис. 3):
Рис. 3. Количество часов очного внешнего обучения в год на одного сотрудника по категориям
Стоимость одного тренингового часа очного внешнего обучения для различных категорий персонала, по данным тренингового портала
«АСПЕКТ
» на 20.06.2014, составляет (см. рис. 4):
Рис. 4. Стоимость (без учёта налогов) одного тренингового часа (в долларах США)
очного внешнего обучения для различных категорий персонала белорусских компаний.
На основании данных табл. 5 и рис. 3 и 4, можно рассчитать потенциальную финансовую ёмкость рынка услуг очного бизнес-обучения в Республике Беларусь.
• Обучение ТОПов: 9600 * 41,3 * 34,2 = 13 559 616 $;
• Обучение Линейных руководителей: 8400 * 30 * 30,5 = 7 686 000 $;
• Обучение Специалистов: 10000 * 26,8 * 23,7 = 6 351 600 $;
Итого, потенциальная финансовая ёмкость рынка очного бизнес-обучения в Республике Беларусь, составляет около 28 млн долларов в год. Учитывая тот факт, что реальный объём предложений очного бизнес-обучения в стране в 4,3 раза меньше потенциальной потребности рынка, то реальный финансовый размер существующего рынка бизнес-обучения Республики Беларусь, составляет ~ 6,5 млн долларов в год.
На мой взгляд, данный показатель достаточно точно отражает реальное состояние оцениваемого рынка, но его потенциал достаточно велик и вселяет оптимизм в его игроков. Самое главное, чтобы в гонке за потенциальный объёмом не отстало качество.